Право. Личность. Интернет

и формирующегося гражданского общества Российской


------------------------------
*(1) См., например: Бастрикова С.А. Интернет в системе взаимодействия государства и формирующегося гражданского общества Российской Федерации: Дис. канд. политол. наук. М., 2000; Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности: Вопросы теории: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1993; Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственного управления. Социолого-методологический анализ: Дис. д-ра социол. наук. М., 2000; Копылов В.А. Информационное право. М., 1997; Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М., 2002; Рассолов И.М. Теоретические проблемы Интернет-права: Монография. М., 2002; Родионов А.А. Интернет: сущность и социальные функции. Социологический подход: Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 2000; Смирнова И.А. Интернет как фактор субкультуры виртуального сообщества: Автореф. дис. канд. культурологии. СПб., 2000; Степанов Е.Б. Информация как фактор производства: Автореф. дис. канд. экон. наук. Кострома, 2000; Чугунов А.В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий: Дис. канд. политол. наук. СПб., 2000; и др.
*(2) Опубликована на специально созданном сайте: http://www.e-rus.ru/
*(3) По данным Министерства по связи и информатизации в 2002 г. компьютерный парк России увеличился по сравнению с предыдущим годом на 20%. Количество пользователей Интернета, регулярно входящих в Сеть, возросло на 39% и достигло 6 млн. человек, а это почти 4% населения. (См.: Коротков А. Альтернативная "Электронная Россия"//РГ. 2003. N 62. 3 апр.) Согласно сведениям, приведенным в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации, ожидается, что к 2010 г. количество активных пользователей Интернета в России будет насчитывать более 26 млн. человек. При этом общее число пользователей, включая тех, кто эпизодически использует Интернет, обычно в два с половиной раза больше указанных цифр (см.: http://www.government.gov.ru/2000/12/21/977381416.html).


*(4) Кевенхерстер П. Применение компьютеров в демократии: информационные проблемы парламента и правительства//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов/РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исследов. Отдел правоведения; РАН ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права/Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2002. С. 139-143; Пружинин Б.И. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (Материалы "круглого стола")//Вопросы философии. 2003. N 12. С. 4.
*(5) Девис Р. Сеть политики: влияние Интернета на американскую политическую систему; Лайтен Р. Право и политика в век Интернета: Реферат//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов/РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исследов. Отдел правоведения; РАН ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права/Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2002; и др.
*(6) Паливала А. Информационные технологии в преподавании правовой теории//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов/РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исследов. Отдел правоведения; РАН ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права/Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2002. С. 89-96; Carnevale D. Commission says Federal Rules on Distance Education must de updated//The Chronicle of Higher Education. 2001/January 5. V. XLVII. N 17. P. A46; Carlson S. Campus Survey Finds that adding Technology to teaching is a Top Issue//The Chronicle of Higher Education. 2000. Oktober 27. V. XLVII. N 9. P. A46; Olsen F. Canadian Ponder how to develop Networks for Distance Education//The Chronicle of Higher Education. 2001/January 26. V. XLVII. N 20. P. A45; и др.
*(7) Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М., 2002; Петровский С. Право и Интернет: точки напряжения//Наука и жизнь. 2001. N 3. С. 84-87; James Evans, Albin Renauer. Law on the Net. Published by Nolo Press, 1997.
*(8) Ананьева Е. Авторское право и Интернет//Интеллектуальная собственность. 2000. N 3. C. 38-41; Дашян М. Произведение в сетях Интернета//Бизнес-Адвокат. 2002. N 2; Шестаков Д.Ю. Защита объектов интеллектуальной собственности в компьютерных сетях//Право и экономика. 2000. N 2. С. 28-30; Ботуз С. Правовая защита объектов ИС в Интернете//Интеллектуальная собственность. 1997. N 3/4. С. 32-39; Малахов С.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. 173 с.; Орлова О.А. Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет//Юрист. 2001. N 3. С. 71-73; Храпунова Е.А., Михеев В.А. Правовые проблемы использования интеллектуальной собственности в Интернете//Юрист. 2001. N 4. С. 43-47; Shaw Pittman. Cоpyright Protection of Web Sites//ALERT. August 2000. Number 3; и др.


*(9) Доменное наименование - это средство адресации и идентификации в сети Интернет, обладающее признаком уникальности. В отечественной юридической литературе, как правило, используется другой вариант упомянутого словосочетания - "доменное имя", однако ряд авторов (например, В.В. Орлова) указывает, что термин "имя" в российском законодательстве традиционно используется применительно к физическим лицам, поэтому более уместным будет применение термина "наименование".
*(10) Под сетевым информационным ресурсом (сайтом) понимается инфомационный ресурс, включающий в себя совокупность документов, представленных в форме, позволяющей обеспечить доступ к ним посредством информационной системы Всемирной сети.


*(11) Герцева Е.Н. Проблемы квалификации недобросовестного использования доменных имен в Интернете//Законодательство. 2000. N 11. С. 34-37; Трофименко А. Наименования доменов как особая разновидность объектов информационной природы//Российская юстиция. М., 2003. N 2. С. 60-61; Payne A. Domain Names, Trade Marks and Unfair Competition//A Practioner's Guide to the Regulation of the Internet. L., 1999. P. 9-66.
*(12) Власов А., Кесареева Т. Честь, достоинство и деловая репутация в виртуальном мире//Российская юстиция. М., 2000. N 7. С. 53-54.
*(13) The Internet under Surveillance. Reporters without Borders 2003. Editions La Dйcouverte & Syros, 2003.
*(14) Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М., 2000; Косовец А.А. Правовое регулирование электронного документооборота//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. М., 1997. N 4. С. 46-60; Косовец А.А. Правовой режим электронного документа//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. N 5. С. 48-59; Петровский С.В. Правовой статус электронных документов: возникновение и современное развитие//Хозяйство и право. 2001. N 12. С. 18-24; Семилетов С.И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового регулирования//Государство и право. 2003. N 1. С. 92-102; Серго А. Электронный документ//Российская юстиция. 2003. N 5. С. 69-70; и др.


*(15) Ефремкина О. Электронная подпись: основные термины и понятия//Российская юстиция. 2001. N 2. С. 71-72; Завидов Б.Д. Электронная цифровая подпись. (Правовое значение. Анализ
законодательства и законопроектов). М., 2001; Maureen Dorney. Electronic Signatures in Global and National Commerce Act//http://library.lp.findlaw.com/articles/; Randell D. Wallace and Don F. Dagenais. The Changing World of Electronic Signatures//http://library.lp.findlaw.com/articles/
*(16) Алексеев И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы предпринимательской деятельности в Интернете//Юрист. 2000. N 3. С. 43-45; Петровский С. Законы для электронной коммерции//Российская юстиция. 2003. N 7. С. 72; Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002. С. 189; Соловяненко Н. Совершение сделок путем электронного обмена данными (принципы правового подхода)//Хозяйство и право. 1997. N 6-7; и др.
*(17) Зарубин И.М. Проблемы безопасности в Интернете//Безопасность информационных технологий. 1998. N 1. С. 50-56; Shaw Pittman. Regulation of Investigatory Powers Act. ALERT. December 2000. Number 5.
*(18) Наумов В.Б. Российский Интернет: первые судебные прецеденты//Арбитражные споры. 2000. N 1(9). С. 130-133.
*(19) Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Дис. канд. юрид. наук. М., 1992. 185 с.; Сальников В.П. Правовая культура и поведение советских граждан (вопросы теории): Дис. канд. юрид. наук. Л., 1980; Ибараева А.С. Правовая культура в социалистическом обществе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1990; Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: понятие, структура, противоречия: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1986; Федорин В.П. Правовая культура как фактор укрепления законности (теоретические вопросы): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1986; и др.


*(20) Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д. 1999.
*(21) Анисимов П.В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1993; Ершова Л.А. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1991; Спицнадель Б.П. Правовая культура руководителя пенитенциарного учреждения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1996; и др.
*(22) Голландская правовая культура/Отв. ред В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова. М., 1998. С. 62.
*(23) Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): Дис.: канд. юрид. наук. СПб., 1993. С. 62-63.
*(24) Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для вузов. М., 2001. С. 151.
*(25) Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис... докт. юрид. наук. Л., 1990. С. 14-16.
*(26) Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): Дис.: канд. юрид. наук. СПб., 1993. С. 70.
*(27) Агибалова Е.Н. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции)//Государство и право. 2001. N 10. С. 108.
*(28) Сальников В.П. Социалистическая законность: правовая культура и эффективность//Административно-правовые аспекты правового воспитания личного состава органов внутренних дел. Киев, 1984. С. 4.
*(29) См., например: Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1998. С. 12-15.
*(30) Кейзеров И.М. Политическая и правовая культура. М., 1983. С. 115.
*(31) Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры//Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 87.
*(32) Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб., 2003. С. 450.


*(33) Федорин В. П.  Правовая культура как фактор укрепления социалистической законности (Теоретические вопросы): Дис... канд. юрид. наук. М., 1986. С. 16.
*(34) Кожевников В.В. Профессиональная правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел: Дис... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 37-38.
*(35) Иванников И.А. Концепция правовой культуры//Правоведение. 1998. N 3. С. 13.
*(36) Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 2000. С. 321.
*(37) Перефразируя З. Фрейда, можно сказать, что правовая культура - это все то, в чем человеческая жизнь возвысилась с возникновением права. (См.: Фрейд З. Будущее одной иллюзии//Хрестоматия по культорологии. М., 1998. С. 105.
*(38) Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2000. С. 35.
*(39) Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород, 1998. С. 21.
*(40) Сальников В.П. Правовая культура//Актуальные проблемы теории права/Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995. С. 155.
*(41) Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры//Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 43.
*(42) Кейзеров И.М. Политическая и правовая культура. М., 1983. С. 11.
*(43) Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура//Теория государства и права/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 150-151.
*(44) Шишкин В.Д. Правовая культура в условиях социализма//Советское государство и право. 1980. N 6. С. 123.
*(45) Аграновская И.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1983.
*(46) Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис.: канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1999. С. 33-34.


*(47) Голландская правовая культура/Отв. ред. В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова. М., 1998. С. 61.
*(48) Joseph H. Carens. Culture and Community. A Contextual Exploration of Justice as Evenhandedness. Oxford University Press., New York, 2000. P. 260.
*(49) Матвиенко Е.А. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции)//Государство и право. 2001. N 10. С. 107.
*(50) Иванников И.А. Концепция правовой культуры//Правоведение. 1998. N 3. С. 14.
*(51) Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 227-228.
*(52) Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс: Дис.: докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. С. 13.
*(53) Спиридонов Л.И. Избранные произведения: Философия и теория права. Социология уголовного права. Криминология. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2002. С. 27.
*(54) Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции: Учебное пособие. М., 1996. С.13.
*(55) Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб., 2003. С. 604.
*(56) Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции: Учебное пособие. М., 1996. С. 13.
*(57) Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М., 1999. С. 240.
*(58) Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории). СПб., 1993. С. 63.
*(59) Бородин Е.В. Воспитание правовой культуры у молодых сотрудников милиции: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Киев, 1989. С. 16-17.
*(60) Иванников И.А. Концепция правовой культуры//Правоведение. 1998. N 3. С. 15.
*(61) Тип представляет собой совокупность тесно взаимосвязанных черт, модель, образец, обладающий определенным набором количественных и качественных характеристик, существенных признаков.


*(62) Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 91.
*(63) См.: Тойнби А. Дж. Постижение истории/Пер. с англ.; Сост. А.П. Огурцов. М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993.
*(64) См.: Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб.: Изд-во Юридического ин-та (Санкт-Петербург), 1999.
*(65) Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. Спб., 2003. С. 452.
*(66) См.: Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс: Дис.: докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
*(67) Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений/Пер. с англ., комментарии и статья В.В. Сапова. СПб.: РХГИ, 2000. С. 428.
*(68) Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания//Правоведение. 2000. N 2. С. 23-31.
*(69) В 1963 году Альмонд и Верба дали типологию политических культур: "парахиальный" (патриархальный); "подданнический", "партисипаторный". См.: Almond G.A., Verba S. The civil culture. Political attitudes a democracy in five nation. Princeton (NY): Princeton university press, 1963. P. 17-22.
*(70) Сахаров А.В., Ратинов А.Р. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 106.
*(71) Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. С. 52.
*(72) Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. С. 52.
*(73) В этой связи показательны результаты исследования, проведенного И.Б. Михайловской, Е.Ф. Кузьминским, Ю.Н. Мазаевым, они показали, что уровень возможностей удовлетворения потребности в юридической помощи является фактором неравномерности осознания гражданами необходимости в юридической помощи. См.: Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю.Н. Юридическая помощь населению. М.: Проектная группа по правам человека, 1995. С. 87.


*(74) Цит. по: Плискевич Н.М. Российское общество в новых социологических исследованиях//ОНС. 2000. N 2. С. 30.
*(75) Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества: итоги 8 лет реформ//ОНС. 2000. N 3. С. 13.
*(76) Ментальность имеет очевидную связь с культурологической концепцией К. Юнга, в основе которой лежит "коллективное бессознательное". Архетипы являются общечеловеческими первообразами и выступают как содержание "коллективного бессознательного". Последнее передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения находятся не только элементарные поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение. Если сознание не принимает опыт архетипов, если символическая передача этого опыта становится невозможной, то архетипы могут вторгаться в культуру в самых примитивных и жестоких формах (индивидуальные и массовые психозы, беспорядки, войны и т.д.). См.: Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С. 98; Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. М., 1988. N 1. С. 133-152.
*(77) Синюков В.Н., Синюкова Т.В. К вопросу о российской правовой доктрине в XXI веке//Вопросы теории государства и права: новые идеи и подходы. Вып. 2. 2000. С. 57.
*(78) Вороненков Д.Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм (теоретико-правовое исследование): Дис.: канд. юрид. наук. Коломна, 1999. С. 174.
*(79) Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития//Журнал российского права. 2000. N 11. С. 10-11.
*(80) Чиркин В. О стратегии и тактике конституционной реформы в России//Власть. 1999. N 12. С. 16.
*(81) Кознова И. Социальная память: потери и приобретения//Власть. 1999. N 12. С. 59.
*(82) Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород, 1998. С. 84.


*(83) Спиридонов Л.И. Избранные произведения: Философия и теория права. Социология уголовного права. Криминология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2002. С. 152.
*(84) Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. С. 49.
*(85) Бачило И.Л. Глобальная информатизация - формирование новой среды правового регулирования//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов. С. 20.
*(86) Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: МГУ, 1999. С. 14.
*(87) См.: Тоффлер О. Третья волна. М., 1999.
*(88) Клименко С., Уразметов В. Интернет: среда обитания информационного общества. Протвино, 1995. С. 17-22.
*(89) Бачило И.Л. Глобальная информатизация - формирование новой среды правового регулирования//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов. С. 10.
*(90) Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 217.
*(91) По мнению В.З. Когана, дискуссии вокруг понятия информации применительно к докибернетическому и кибернетическому уровням развития материи наталкивают на мысль о возможности пересмотра целесообразности термина "информация". Не исключено, что в одном из двух случаев объект дискуссии нуждается в переименовании (Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. С. 16.
*(92) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 253.
*(93) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг: Дис.: канд. юрид. наук. М., 2002. С. 24.
*(94) В данном случае под протоколом подразумевается совокупность правил, по которым происходит обмен данными.
*(95) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг. С. 25-28; Талимончик В.П. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернет: Дис.: канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 65-76.


*(96) Хонникат Дж., Браун М.Р., Фронцковяк Т. и другие. Использование Интернет. К.; М.; СПб.: Вильямс, 1998. С. 13.
*(97) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг. С. 25.
*(98) Талимончик В.П. Международно- правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернет. Дис... канд. юрид. наук. Спб., 1999. С. 65-76.
*(99) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг. С. 27.
*(100) Таксономическое деление - это выделение в объеме понятия (в данном случае процесса развития Интернета) подклассов, являющихся объемами новых (видовых по отношению к исходному) понятий с точки зрения определенной характеристики, называемой основанием деления.
*(101) "The Interplanetary Internet: a Communications infrastructure for Mars Exsploration" S. Burleigh (Jet Propulsion Laboratory, Pasadena, CA, USA), V. Cerf (WorldCom Inc., Loudon, VA, USA), R.Durst (MITRE Corporation, Reston, VA, USA), K. Fall (Intel Corporation, Berkeley, CA, USA), A. Hooke (Jet Propulsion Laboratory, Pasadena, CA, USA), K. Scott (MITRE Corporation, Reston, VA, USA), H. Weiss (Sparta Inc., Columbia, MD, USA). Рaper IAC-02-Q.3.3.03, International Astronautical Congress, Houston, Texas, October 2002. Информацию о данном проекте можно найти на сайтах: http://www.ipnsig.org; http://www.ccsds.org; http://www.scps.org; http://www.marsnet.jpl.nasa.gov
*(102) Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).
*(103) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
*(104) СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.
*(105) Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" сеть связи - это технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.


*(106) СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
*(107) Там же. 2002. N 2. Ст. 127.
*(108) Данный термин употребляется, например, в уголовном законодательстве.
*(109) Талимончик В.П. Международно- правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернет: Дис... канд. юрид. наук. Спб., 1999. С. 1; и др.
*(110) См., например, ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".
*(111) Англо-русский словарь по сетям и сетевым технологиям/Сост. С.Б. Орлов. М., 1997. С. 239.
*(112) См., например, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"//СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; п. 7 ст. 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
*(113) Малахов С.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 13.
*(114) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг. С. 31.
*(115) Якушев М.В. Интернет и право//Законодательство. 1997. N 1. С. 66; Малахов С.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет. С. 61.
*(116) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг. С. 32.
*(117) Розин В.М. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (материалы "круглого стола")//Вопросы философии. 2003. N 12. С. 30.
*(118) Пушкин Д.С. Интернет и противоправные деяния (теоретический аспект): Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2003. С. 9.
*(119) Малахов С.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет. С. 6.
*(120) Необходимо отметить, что ряд ученых (И.Л. Бачило, Ю.Г. Просвирин, А.В. Морозов, В.А. Копылов) специально не оперируют понятием Интернет-права при анализе некоторых общеметодологических аспектов Интернета и права. Другие ученые (М.М. Рассолов, А.С. Солдатов) специально выделяют и оперируют понятием Интернет-право, рассматривая данное понятие как самостоятельное направление в структуре таких отраслей юридических знаний, как международное частное и информационное право. Некоторые исследователи (М.В. Якушев) ставят вопрос о развитии Интернет-законодательства. В юридической литературе встречается также термин "цифровое право".


*(121) Рассолов И.М. Теоретические проблемы Интернет-права: Монография. М.: РПА МЮ РФ, 2002. С. 31.
*(122) Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 69.
*(123) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг. С. 32.
*(124) Розин В.М. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (материалы "круглого стола"). С. 31-32.
*(125) Талимончик В.П. Международно- правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернет. Дис... канд. юрид. наук. Спб.; 1999. С. 84.
*(126) В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи": "...сети электросвязи - технологические системы, обеспечивающие... передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания"//СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 600. Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", сети электросвязи - это технологические системы, предназначенные для любых излучений, передачи или приема знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
*(127) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг.//Российская юстиция. 2001. N 1. С. 35.
*(128) Использование термина "машиночитаемые сообщения" представляется не совсем верным, так как термин "машина" означает устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования энергии, материалов или информации. ЭВМ, в которых механические движения служат лишь для выполнения вспомогательных операций, строго говоря, не являются машинами. Название сохранилось за ними в порядке преемственности от простых счетных машин.
*(129) Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. С. 22.


*(130) Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений/Пер. с англ., комментарии и статья В.В. Сапова. СПб.: РХГИ, 2000. С. 80.
*(131) Пахомов Е.В. Социокультурные основания и механизмы формирования современной правовой культуры: Дис.: канд. филос. наук. Белгород, 2001. С. 110-111.
*(132) Тоффлер О. Третья волна. С. 99.
*(133) Громыко Н.В. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (Материалы "круглого стола")//Вопросы философии. 2003. N 12. С. 14.
*(134) Пахомов Е.В. Социокультурные основания и механизмы формирования современной правовой культуры. С. 113-114.
*(135) Masuda Y. The Information Society as Post Industrial Society. World Future Society.Washington, D.C. USA. 1983. Р. 70.
*(136) Masuda Y. The Information Society as Post Industrial Society. World Future Society.Washington, D.C. USA. 1983. Р. 139.
*(137) См. там же. Р. 142.
*(138) Коротков А. Альтернативная "Электронная Россия"//РГ. 2003. N 62. 3 апр.
*(139) Серго А. Электронный документ//Российская юстиция. 2003. N 5. С. 69.
*(140) Девис Р. Сеть политики: влияние Интернета на американскую политическую систему//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов. С. 158-164.
*(141) Лайтен Р. Право и политика в век Интернета (Реферат)//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов./РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исследов. Отдел правоведения; РАН ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права/Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2002. С. 116-117.
*(142) Пружинин Б.И. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (Материалы "круглого стола")//Вопросы философии. 2003. N 12. С. 4.
*(143) Кевенхерстер П. Применение компьютеров в демократии: информационные проблемы парламента и правительства//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов. С. 139-143.


*(144) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 34. 21 августа.
*(145) Бюллетень Верховного Суда РФ. N 4. 2001.
*(146) Так, работы по организации линий (каналов) связи между станционным оборудованием СОРМ и пультом управления территориального органа ФСБ России осуществляются последними с участием оператора связи по согласованным планам, а эксплуатацию канала связи с пультом управления осуществляют органы ФСБ России или операторы связи (в зависимости от принадлежности канала).
*(147) Основные положения RIPA:
1) RIPA касается контроля и блокировки сообщений любой частной или публичной сети телекома Великобритании, включая внутренние сети компании;
2) служащие и работодатели одинаково подпадают под сферу действия RIPA. RIPA контролируют как сообщения, отправляемые по электронной почте, так и телефонные переговоры. Кроме того, компании должны подчиняться нормам "Законной Деловой Практики" (The Lawful Business Practice regulations);
3) поставщики общественно доступных услуг связи должны иметь возможность прерывать предоставления таких услуг. Это определяется Технической Консультативной Палатой (The Technical Advisory Board);
4) часть III RIPA регламентирует использование закодированной информации.
*(148) RIPA предусматривает два вида преступлений:
1) сторона, на которой лежит обязанность блокировки, отказавшаяся ее осуществлять, может быть подвергнута уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет;
2) разглашение сведений о произведенной блокировке - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Руководитель компании не может передавать сведения о блокировке третьей стороне или клиентам, за исключением лиц, непосредственно осуществляющих блокировку.
*(149) Shaw Pittman. Regulation of Investigatory Powers Act. ALERT. December 2000. Number 5. Электронная версия размещена в Интернете на сайте: http://library.lp.findlaw.com/articles/00104/003812.pdf
*(150) Сарафанов В.И. PR как информационно-технологическое обеспечение современных организационно-управленческих систем//Организационно-управленческие системы информационного общества: теоретические и методологические проблемы: Сб. обзоров и рефератов/РАН ИНИОН. Центр научн.-информ. исследов. по науке, образованию и технологиям/Отв. ред. А.М. Кулькин. М., 2003. С. 145.


*(151) Костюк В.Н. К теории информационного обществаСистемные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник, 1997/Под ред. Д.М. Гвишиани и др. М.: Эдиторкал УРСС, 1997. С. 65-79; Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации//Вопросы философии. 1992. N 12. С. 29-41; Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации//Вопросы философии. 2000. N 6. С. 3-17.
*(152) Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. С. 39.
*(153) Сарафанов В.И. Указ. соч. С. 147. В том, что современные информационно-коммуникативные технологии способны породить принципиально новую политико-институциональную систему, убеждены многие исследователи, в том числе и те из них, кто прогнозирует исчезновение института национального государства (См.: Dahl R. Democracy and its critics. New Haven, 1989; Etzioni A. The spirit of community: Rights, responsibilities, and the communitarian agenda. N.Y., 1993; Grossman L. The electronic republic: Reshaping democracy in America. N.Y., 1995; Negroponte N. Being digital. N.Y., 1995).
*(154) В обеспечении общества информацией на уровне центрального правительства в большинстве стран ключевой фигурой выступает должностное лицо, поддерживающее информационные связи с СМИ и общественностью, - чиновник по информации (government information officer - GIO), его называют spokesperson, пресс-секретарь, пресс-атташе или сотрудник по связям с общественностью.
*(155) Мовсин Е. Совершенно секретно: Американцы запускают второй Интернет для правительственных целей//Известия. 2001. N 2-3.
*(156) Выхухолева Е. Замедленная реакция: Все чиновники не любят писать письма//Известия. 2001. N 190.
*(157) Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
*(158) Морозов А. Сайт министерства юстиции России - www.minjust.ru//Российская юстиция. 2002. N 9. С. 72.
*(159) СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 658.


*(160) К числу таких сведений относятся тексты нормативно-правовых актов, сведения о составе, задачах и деятельности координационных и совещательных органов, о законопроектной деятельности, сведения о программах и планах деятельности, тексты официальных выступлений и заявлений, сведения о руководителях государственных органов и их подразделений (фамилии, имена, отчества и по согласованию с указанными лицами - биографические данные), обзоры обращений граждан и организаций, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах, сведения о государственной службе, телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.) подразделений по работе с обращениями граждан, сведения о порядке его работы, телефоны справочной службы.
*(161) http://www.gov.ru/
 *(162) Рекомендации Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия "Об улучшении взаимодействия судов и СМИ при освещении судебной деятельности"//Российская юстиция. 1999. N 3. С. 5.
*(163) К числу таких актов можно отнести также федеральные законы "О связи", "Об участии в международном информационном обмене", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об электронной цифровой подписи", "О рекламе", законы РФ "О средствах массовой информации", "Об авторском праве и смежных правах", а также другие законы и подзаконные акты, акты международного права (например, Всемирная конвенция об авторском праве 1959 г., Окинавская хартия глобального информационного общества 2000 г., Устав Международного союза электросвязи и др.).
*(164) Серго А. Электронный документ//Российская юстиция. 2003. N 5. С. 69.
*(165) Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"//СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
*(166) Семилетов С.И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового регулирования//Государство и право. 2003. N 1. С. 101.


*(167) Семилетов С.И. Указ. соч. С. 102.
*(168) Каждый желающий может получить ЭЦП в Удостоверяющем центре. По результатам проведенного теста перед образованием удостоверяющих центров в РФ количество пользователей - владельцев сертификатов ЭЦП должно составить 100 000. В настоящее время, несмотря на незначительное время функционирования удостоверяющих центров, число пользователей достаточно велико. Так, например, Удостоверяющий центр МИТС имеет 4305 пользователей, его деятельность охватывает 90 регионов, ежедневно в него поступает около 500 000 предложений.
*(169) Randell D. Wallace and Don F. Dagenais. The Changing World of Electronic Signatures//http://library.lp.findlaw.com/articles/
*(170) Например, в США, согласно Закону об электронных подписях в мировой и национальной торговле (Electronic Signatures in Global and National Commerce Act), электронная подпись включает любой "звук, символ или процесс", который послан с помощью электронного средства обмена и указывает на согласие человека к взаимодействию. Звук, символ или процесс может представлять собой воспроизведение записи голоса, отправленного и полученного через Интернет, сканирование сетчатки глаза, отпечаток пальца, который послан с помощью электроники, цифровая подпись, отсканированная графически, частный номер (типа РIN), или даже просто сообщение электронной почты, в котором человек напечатает его или ее имя. Фактически подпись может быть нечто столь же простое, как щелчок на кнопку "да", при ответе на предложение обратиться к сайту (Website), или полученный через электронную почту.
*(171) В настоящее время доказательственная сила электронных документов закреплена наряду с подзаконными нормативными актами и постановлениями Пленума Верховного суда РФ на уровне федерального закона в процессуальных кодексах: арбитражном, гражданском и уголовном, - обоснованно относящих электронные документы к письменным доказательствам. Однако ни в одном из этих нормативных актов не содержится понятия электронного документа как доказательства, нигде нет разъяснения, какими признаками он должен обладать, чтобы быть принятым судом.


Можно выделить как минимум два таких признака: электронный документ должен содержать не любые сведения, а только сведения о подлежащих установлению по делу обстоятельствах, т.е. сведения об их наличии либо отсутствии; электронный документ должен быть получен с соблюдением правил собирания, предусмотренных соответствующим процессуальным законодательством.
Таким образом, под электронным документом как источником судебного доказательства следует понимать сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, записанные на особого рода носитель (перфокарту, перфоленту, магнитный, оптический, магнитооптический накопитель, карту флэш-памяти или иной подобный носитель), полученные с соблюдением процессуального порядка их собирания.
*(172) См. тексты судебных решений на сайте: http://www.russianlaw.net/law/cases_list.htm
*(173) Белов В.Г. Парадигма информационного общества и становление информационного права//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов./РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исследов. Отдел правоведения; РАН ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права/Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2002. С. 40.
*(174) См. приказ Минсвязи РФ "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования" от 25 июля 2000 г. N 130//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 34. 21 августа 2000 г.; Решение Верховного Суда РФ от 25 сентября 2000 г. N ГКПИ00-1064//Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 4.
*(175) Анни П. О "тонком" клиенте замолвите слово//РГ. 2003. N 65.
*(176) RIPA (2000) был одобрен 28 июля 2000 г. и поэтапно вступил в силу в течение осени 2000/ весны 2001. Он отменяет ранее действовавший Акт контроля и перехвата сообщений (The Interception of Communications Act (IOCA) (1985) и регулирует деятельность различных юридических агентств (что отсутствовало в IOCA) по получению доступа к средствам связи и использованию персональных данных.


*(177) Shaw Pittman. Regulation of Investigatory Powers Act. ALERT. December 2000. Number 5: http://library.lp.findlaw.com/articles/00104/003812.pdf
*(178) Закон США о тайне электронных сообщений (Electronic Communications Privacy Act of 1986 (ECPA)) допускает перехват работодателем сообщений в режиме реального времени в двух случаях: 1) получения предварительного согласия на перехват сообщения хотя бы у одной из сторон связи; 2) при необходимости защитить права или имущество лица, предоставляющего соответствующую услугу.
*(179) Например, в период выборов 1999 г. открывались сайты-пародии (www.primakov.msk.ru), сайты-двойники (www.lujkov.ru, настоящий адрес: www.luzhkov.ru) на волне интереса к сетевому компромату. Даже если компания-провайдер откажется от размещения такого сетевого ресурса, цифровой адрес сайта может быть распространен по IСQ, электронной почте.
*(180) В своем отчете "Секретность информации и безопасность в Сети" аналитики американского портала eMarketer.com (www.emarketer.com) отмечают, что 34% пользователей Интернета когда-либо были жертвами нарушения приватности или безопасности информации. К сожалению, масштабного исследования подобных нарушений в российском секторе Интернета пока никто не проводил.
*(181) Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 24.
*(182) Сидельников И.П. Доступность закона: правовое информирование граждан/Под ред. А.Н. Беларуси, В.А. Круталевича. Минск, 1992. С. 17.
*(183) В тесной связи с факторами доступности правовой информации находятся информационные барьеры, под которыми в информологии понимается совокупность объективных и субъективных факторов, препятствующих движению информации и ее восприятию субъектом. См.: Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. С. 130.
*(184) Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории). С. 44.
*(185) Шер Л. Конференции по правовым проблемам Сети//Российская юстиция. 2000. N 5. С. 51; Сетевые ресурсы по зарубежному праву//Российская юстиция. 1999. N 5. С. 55; Правовые новости в Сети//Российская юстиция. 1999. N 4. С. 48; Отечественные правовые ресурсы//Российская юстиция. 1998. N 6. С. 43-44.


*(186) Указанные показатели в целом соответствуют данным рейтинга, размещенным по адресу: http://top100.rambler.ru/top100/Law/index.shtml.ru. Однако следует отметить, что сведения, предоставленные компанией "КонсультантПлюс", несколько завышены.
*(187) См., например: ценовой лист справочной правовой системы Гарант www.garant.ru
*(188) Сайт ОНН - www.un.org; сайт Совета Европы - www.coe.int; сайт ОБСЕ - www.osce.org
*(189) Учредитель АНО "Институт законодательства и правовой политики". Сайт журнала: http://advocat1.irk.ru/aum/redinfo.htm
*(190) Сайт журнала: http://pravoved.jurfak.spb.ru/
*(191) Учредителем данного журнала является Институт прав человека (ИПЧ) - автономная некоммерческая организация, занимающаяся исследовательской и просветительской работой в области прав человека. Сайт журнала: http://www.hrights.ru/text/b1/bul1.htm
*(192) Поисковая система по западному праву (http://www.findlaw.com), справочная правовая система по западному праву (http://www.lexis.com, http://www.westlaw.com).
*(193) Данные аналитические материалы размещены на официальном сайте ФЦП "Электронная Россия": http://e-rus.ru/articles/analitics.shtml
*(194) СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1639.
*(195) Carlson S. Campus Survey Finds that adding Technology to teaching is a Top Issue//The Chronicle of Higher Education. 2000. Oсtober 27. V. XLVII. N 9. P. A46.
*(196) Carnevale D. Commission says Federal Rules on Distance Education must de updated//The Chronicle of Higher Education. 2001/January 5. V. XLVII. N 17. P. A46.
*(197) Sahoo P.K. Higher Education at a Distance//Journal of Educational Planning and Administration. New Delhi. 2000. V.44. N 1. P. 116-118.
*(198) Macwilliams B. Turkey's old-fashioned Distance Education draws largest Student Body of Earth//The Chronicle of Higher Education. 2000. September 22. V. XLVII. N 4. P. A41-A42.
*(199) Jennings L. Alternative Vision for the Future University//Futurist. Washington. 2001. V. 35. N 1. P. 58-59.


*(200) Carnevale D. World Bank becomes a Player in Distance Education//The Chronicle of Higher Education. 2000/December 8. V. XLVII. N 45. P. A35-A36.
*(201) Olsen F. Canadian Ponder how to develop Networks for Distance Education//The Chronicle of Higher Education. 2001/January 26. V. XLVII. N 20. P. A45.
*(202) http://www.business.ru/online/firstpage/9080
*(203) Bollag B. Italian University Consortium readies Satellite Ph. D. Courses//The Chronicle of Higher Education. 2001. January 12. V. XLVII. N 18. Р. A35.
*(204) Паливала А. Информационные технологии в преподавании правовой теории//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов. С. 90.
*(205) Langdon Winner. The Virtually Educated. Educom Review. Sep.-Oct. P. 66-67.
*(206) В информологии для обозначения "совокупности объективных и субъективных факторов, препятствующих движению информации и ее восприятию субъектом" используется термин "информационные барьеры". (См., например: Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск, 1991. С. 130).
*(207) Шведская система признается старейшей и наиболее развитой. Это объясняется тем, что первой страной, закрепившей право обывателей на доступ к официальной информации, была Швеция. Там еще в 1766 г. был принят соответствующий закон - Закон о свободе изданий. Много позже принцип открытости административно-государственного управления был законодательно закреплен в Финляндии (1951 г.), США (1966 г.), Дании (1970 г.), Норвегии (1970 г.), Франции (1978 г.), Нидерландах (1978 г.),
Австралии (1982 г.), Канаде (1982 г.), Новой Зеландии (1982 г.), Австрии (1987 г.), Бельгии (1994 г.), Республике Корея (1996 г.) и Японии (2001 г.).
Правительство Швеции, предоставляя информацию гражданам, пытается показать, каков процесс принятия решений, каким путем к ним пришли, с тем, чтобы люди понимали, какие дебаты предшествовали принятию решения, были вовлечены в демократический процесс, заинтересованы, активны на любом уровне, где есть возможность действовать, чтобы создать какие-то реальные живые условия демократии, а также поднять заинтересованность общественности в отношении всего, что делает правительство, парламент, местные советы, муниципальные власти. Все это очень важно учитывать при создании структуры и содержания баз данных.


Вместе с тем дело не только в том, чтобы информировать общественность. В то же время в Швеции создан полезный инструментарий всем государственным служащим, которые действуют на различных ступенях общественной лестницы, чтобы они могли быстро получать информацию, могли ею пользоваться, могли цитировать законопроекты, правила, положения, когда им это нужно для решения дела или хотя бы для того, чтобы вписать какую-нибудь цитату в свои доклады, чтобы все это было под рукой.
*(208) Цит. по: Кевенхерстер П. Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов. С. 145.
*(209) Отсутствие подобной специфики в законодательном регулировании права граждан на доступ к официальной информации некоторых зарубежных стран, например в США (Закон "О свободе информации") объясняется тем, что эти законы создавались в то время, когда лишь немногие догадывались о наступлении эпохи Интернета.
*(210) Результаты и их анализ отражены в обзоре: Журавлева Л.В. Информационные технологии в современном мире. (Обзор)//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов./РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исследов. Отдел правоведения; РАН ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права/Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2002. С. 75-88.
*(211) Журавлева Л.В. Указ. соч. С. 84.
*(212) Солдаткин А. Государственные информационные ресурсы//Российская юстиция. 2001. N 8. С. 78.
*(213) Зарубежные правительственные Интернет-порталы: США - http://www.firstgov.gov; Великобритания - http://www.open.uk; Австралия http://www.fed.gov.au; Франция - http://www.service-pablic.fr; Германия - http://www.bundesregierung.de
*(214) В России такой рынок не создан, однако федеральные органы государственной власти обязаны размещать сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых данными органами исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями, в информационных системах общего пользования (см. Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98//СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 658.


*(215) Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"//СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.
*(216) Дубровский Д.И. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (материалы "круглого стола")//Вопросы философии. 2003. N 12. С. 8-14.
*(217) В частности, ст.  14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802) устанавливает, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с п. 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет. Кроме того, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Это обязывает в большей степени веб-хост, в отличие от владельца страницы или провайдера, или к снятию материала со страницы, или же к проверке возраста посетителя с помощью кредитных карточек.
*(218) СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
*(219) Там же. N 1 (ч. 1). Ст. 1.


*(220) Там же. 2002. N 30. Ст. 3031.
*(221) The Internet under Surveillance. Reporters without Borders 2003. Editions La Dйcouverte & Syros, 2003. P. 46-47.
*(222) Например, в мае 2000 г. французский судья постановил, чтобы USA Yahoo! Inc. сделала невозможным для французских пользователей доступ к страницам, которые содержат расовый контекст. Yahoo! ответила, что технически невозможно заблокировать доступ к нацистским материалам, размещенным на американских сетевых страницах. Также представители Yahoo! заявили, что их французский сайт находится в полном соответствии с законами Франции. В ноябре 2001 г. Американский окружной суд постановил, что Yahoo! не должна подчиняться постановлению суда Франции о запрете доступа французских пользователей к американской странице, так как первая поправка к Конституции Америки защищает произведенную в ней информацию от воздействия со стороны властей других стран, в которых законы о свободе слова строже, чем в США.
*(223) Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 31.
*(224) Бачило И.Л. Глобальная информатизация - формирование новой среды правового регулирования//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов./РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исследов. Отдел правоведения; РАН ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права/Отв. ред. И.Л. Бачило М., 2002. С. 32
*(225) Алферова Е.В., Бачило И.Л. Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов/РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исследов. Отдел правоведения; РАН ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права/Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2002. С. 6.
*(226) Наумов В. Организационно-правовые аспекты саморегулирования в российском сегменте сети Интернет//http://www.rocit.ru/opinions/index.php3?path=tenrules
*(227) Гумплович Л. Основания социологии (фрагменты)/Западноевропейская социология XIX - начала XX века. М.: Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. С. 68.


*(228) Издание К.П. Победоносцева//Победоносцев К.П. Соч. СПб., 1996. С. 317.
*(229) Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 44.
*(230) Степанов О.А. Перспективы правового регулирования отношений в условиях развития высоких технологий//Государство и право. 2003. N 1. С. 87.
*(231) Белов В.Г. Парадигма информационного общества и становление информационного права//Право и информатизация общества: Сб. науч. трудов. С. 46.
*(232) Степанов О.А. Указ. соч. С. 88.
*(233) Петровский С. Право и Интернет: точки напряжения//Наука и жизнь. 2001. N 3. С. 85.
*(234) Правовое регулирование может пониматься в нескольких смыслах. Под правовым регулированием в телеологическом смысле можно понимать целенаправленное текстуальное (информационно-ценностное) правовое воздействие на субъектов права, вызывающее их ответное поведение, адекватное воздействующему тексту.
Под правовым регулированием в функциональном смысле следует понимать ориентацию поведения субъектов права на ее нормативные условия.
*(235) См.: Талимончик В.П. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернет. Дис... канд. юрид. наук. Спб., 1999. С. 71.
*(236) Рассолов И.М. Теоретические проблемы Интернет-права: Монография. М.: РПА МЮ РФ, 2002. С. 21.
*(237) Например, в 2000 г. более 150 организаций из 28 стран мира объединились в альянс для борьбы с сетевым мошенничеством (среди них 7 федеральных служб США, 49 агентств по защите прав потребителей и 39 бизнес-бюро).
*(238) Нормы, содержащиеся в международных договорах России, являются в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью нашей правовой системы и имеют приоритет по юридической силе перед национальным законодательством.
*(239) СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1211.
*(240) Бюллетень международных договоров. 1997. N 3. С. 3.
*(241) Бюллетень международных договоров. 1997. N 3. С. 30.


*(242) Дипломатический вестник. 2000. N 8.
*(243) Бюллетень международных договоров. М., 1993. N 6. С. 39-40.
*(244) Там же. С. 33-35.
*(245) Там же. 1995. N 2. С. 34-36.
*(246) Treaty Series. Volume 1861. New York: United Nations, 1999. P. 436-441.
*(247) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1983 г., Договор о патентной кооперации 1970 г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.; Рекомендация N 25 Европейской экономической комиссии ООН "Использование стандарта организации объединенных наций для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ ООН)" (ECE/TRADE/207; TRADE/WP.4/R.1079/Rev.1) (принята в г. Женеве в сентябре 1995 г. Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли); "Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях" (принят в г. Вене 5июля 2001 г. на 34-й сессии ЮНСИТРАЛ); Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, одобренный 16 декабря 96. Резолюцией 51/162 на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
*(248) Бюллетень международных договоров. М., 1996. N 6. С. 48-51.
*(249) Там же. N 8. С. 42-45.
*(250) Конституция Российской Федерации//РГ. 1993. 25 дек.
*(251) См., например: проекты федеральных законов "Об информатизации банковской системы Российской Федерации с использованием мировой информационной сети Интернет", "Об электронном документе", "Об электронной торговле", "О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных сделках)", "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций", "О предоставлении электронных финансовых услуг", "О Государственной программе создания единой системы электронного денежного обращения и кредита РФ (ГП СЭДОК)". Информация об указанных проектах размещена на официальном сайте Государственной Думы РФ: www.duma.gov.ru


*(252) СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
*(253) В упомянутой сфере защиту прав субъектов информационных процессов также осуществляет уголовное законодательство. В Уголовном кодексе РФ выделены в качестве отдельного объекта правового регулирования общественные отношения, складывающиеся в сфере использования компьютерной информации. Составы компьютерных преступлений (т.е. перечень признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление) приведены в гл. 28 УК, которая называется "Преступления в сфере компьютерной информации" и содержит три статьи: "Неправомерный доступ к компьютерной информации" (ст. 272), "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ" (ст. 273) и "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети" (ст. 274).
*(254) Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий (ст. 2 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
- деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
- предоставление услуг в области шифрования информации;
- разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
- деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;


- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
- деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
*(255) Сертификация продукции - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 Закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
*(256) Кристальный Б.В., Якушев М.В. Проект. Концепция российского законодательства в области Интернета. Электронная версия проекта находится по адресу: http://russianlaw.net/law/doc/a84.htm
*(257) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг. С. 52.
*(258) Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. С. 195.
*(259) Петровский С. Законы для электронной коммерции//Российская юстиция. 2003. N 7. С. 72.
*(260) ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
*(261) К числу признаков СМИ Закон РФ "О средствах массовой информации" относит периодичность. Однако неразрешенным остается вопрос о том, можно ли назвать издание периодическим, если одна и та же информация длительное время размещена на сайте, что позволяет обращаться к ней ежедневно.
*(262) Петровский С.В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг. С. 61.
*(263) В письме МНС РФ от 11 мая 2000 г. N ВГ-6-02/361@ "О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет" ("Финансовая Россия". 2000. N 20. 23 мая), несмотря на явное несоответствие требованиям Закона РФ "О средствах массовой информации", указывается, что в отношении организаций, распространяющих периодические издания в сети Интернет, отсутствует требование об обязательном получении свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации, такие организации могут быть зарегистрированы как СМИ в добровольном порядке.


*(264) Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве//Российская юстиция. 2000. N 2. С. 49-50; Трофименко А. Какими нормативными актами регулировать "сетевые" отношения//Российская юстиция. 2000. N 9. С. 55; Петровский С.В. Сайт - иное СМИ: коллизии права//Журнал Российского права. 2001. N 2. С. 104-106; Якушев М.В. Как "отрегулировать" Интернет?//Законодательство. 2000. N 49-51.
*(265) СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
*(266) Industry Analysis: Online Advertising Down, But Not Out, Broadband Networking News. Feb. 12, 2002.
*(267) A Sobering Look at Internet Advertising, Cable World. Dec. 3, 2001.
*(268) ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.
*(269) ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325.
*(270) Дашян М. Произведение в сетях Интернета//Бизнес-Адвокат. 2002. N 2.
*(271) ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2319.
*(272) Серго А.Г. Защита авторского права в Сети. Третья всероссийская конференция "Право и Интернет: теория и практика", 28-29 ноября. М., 2000. С. 109-112.
*(273) Дашян М. Произведение в сетях Интернета//Бизнес-Адвокат. 2002. N 2.
*(274) ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322.
*(275) Семилетов С.И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//http://www.russianlaw.net/law/doc/a103.htm
*(276) Shaw Pittman. Cоpyright Protection of Web Sites//Alert. August 2000. N 3.
*(277) Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" (Вестник Мэрии Москвы 2001. N 44.); Закон Московской области от 12 марта 1998 г. N 9/98-ОЗ "Об информации и информатизации в Московской области" (Подмосковные известия. 1998. N 55.); Закон Воронежской области от 13 января 1998 г. N 28-II-ОЗ "Об информатизации Воронежской области".


*(278) СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.
*(279) Там же. Ст. 2.
*(280) Ефремов А. Информационное законодательство субъектов Российской Федерации: вопросы формирования и развития. Текст статьи можно найти на сайте: http://www.vsu.ru/~vsuc2a0e
*(281) Литягин Н.Н. Развитие и систематизация законодательства//Государство и право. 2003. N 4. С. 26.
*(282) См., например: Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229 "О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет"//Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 2000. N 1. 4 фев.; Письмо МНС РФ от 11 мая 2000 г. N ВГ-6-02/361@ "О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет"//Финансовая Россия. 2000. N 20. 23 мая; Приказ Минсвязи РФ "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования" от 25 июля 2000 г. N 130; Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти; и др.
*(283) Электронные копии судебных документов по спорам, связанным с нарушением прав на средства индивидуализации при регистрации и использовании доменных имен, доступны на сайте: http://www.russianlaw.net/law/cases_list.htm
*(284) Наумов В. Организационно-правовые аспекты саморегулирования в российском сегменте сети Интернет//http://www.rocit.ru/opinions/index.php3?path=tenrules
*(285) См.: Executive Summary of ISPA Report (Nov 2002)//www.selfregulation.info/iapcoda/030329-selfreg-global-report.htm
*(286) См.: http://www.caip.ca/issues/selfreg/code-of-conduct/code.htm
*(287) Официальный сайт ISOC: http://www.isoc.org
*(288) В рамках ISOC были созданы оперативная группа инженерно-технической поддержки (The Internet Engineering Task Force (IETF)), Комитет архитектуры Интернета (The Internet Architecture Board (IAB)), Руководящая группа инженерно-технической поддержки Интернет (The Internet Engineering Steering Group (IESG)), и оперативная группа исследования Интернета (The Internet Research Task Force (IRTF)).


*(289) Информацию о конференциях, проводимых ISOС, можно найти на сайте: http://www.isoc.org/isoc/conferences/
*(290) Наумов В. Организационно-правовые аспекты саморегулирования в российском сегменте сети Интернет//http://www.rocit.ru/opinions/index.php3?path=tenrules
*(291) http://www.bbbonline.org/ и http://www.truste.org/
*(292) Cм.: http://www.bbbonline.org/reliability/code/code.asp
*(293) Cм. информацию о деятельности TRUSTe на сайте: http://www.truste.org/about/truste/about_whitepaper.html
*(294) На сайте: www.w3c.org/
*(295) Владелец ресурса может и не делать этого, но тогда пользователь предупреждается об этом программным обеспечением.
*(296) Информацию об ICRA можно найти на сайте: www.icra.org
*(297) См.: http://www.ihealthcoalition.org/
*(298) См.: http://www.ihealthcoalition.org/ethics/code0524.pdf
*(299) http://www.hon.ch/HONcode/method.html
*(300) Наумов В. Организационно-правовые аспекты саморегулирования в российском сегменте сети Интернет//http://www.rocit.ru/opinions/index.php3?path=tenrules
*(301) http://www.rans.ru/about/
*(302) http://www.rocit.ru/
*(303) http://www.ezhe.ru/
*(304) http://www.soi.ru/soi/soi_about
*(305) http://www.academia.ru/
*(306) Особого внимания заслуживает учреждение в России национальной Интернет-премии, предназначенной для выдающихся творческих личностей и компаний, развивающих Интернет. Среди аналогичных премий в мире можно выделить Интернет-премии Webby Awards, вручаемые ежегодно Международной Академией Цифровых Искусств и Наук (International Academy of Digital Arts and Sciences - http://www.iadas.net/). Кроме того, Академия Дигитального Голливуда (Digital Hollywood Academy - http://www.digitalhollywood.com/), созданная 22 февраля 1995 г. как аналог Американской Академии Киноискусства, проводит ежегодный конкурс "Дигитальный Голливуд" (Digital Hollywood Awards), по результатам которого присуждает призы за работы в области цифровых форм: кино, ТВ, игр, музыки, театра, рекламы, литературы и виртуальной реальности.


*(307) В соответствии с Планом-проспектом " Концепции предоставления услуг электросвязи" под документальной услугой электросвязи понимается результат деятельности оператора связи, заключающийся в предоставлении возможности передачи информации с помощью технических средств электросвязи (услуга электросвязи), дополняемая признаками документальности передаваемой информации. Текст документа можно найти на сайте: http://www.rans.ru/disdocs/plan_prospect.doc
*(308) Информация о деятельности ОФИСП доступна на сайте http://www.ofisp.org/. Сам документ опубликован на сайте http://www.ofisp.org/documents/ofisp-008.html
*(309) Термин "спам" компьютерщики позаимствовали из истории пищевой индустрии. Еще в 1930-х годах американская компания Hormel Foods впервые применила метод массовой рассылки своих свиных консервов Spam потенциальным потребителям.
*(310) Только прямые потери от спама (в виде платы за трафик или время, проведенное в Интернете) во всем мире оцениваются Еврокомиссией в 10 млрд. евро ежегодно.
*(311) См.: http://www.russianlaw.net/law/acts/z4.htm
*(312) См.: http://www.etika.ru/
*(313) Наумов В. Организационно-правовые аспекты саморегулирования в российском сегменте сети Интернет. Электронную версию статьи можно найти на сайте: http://www.rocit.ru/opinions/index.php3?path=tenrules
*(314) СЗ РФ. 2001. N 31. Ст. 3295.
*(315) См.: http://www.soi.ru/soi/63809
*(316) В настоящее время специализированные третейские суды существуют при Союзе операторов Интернет и Ассоциации документальной электросвязи (см. http://www.soi.ru/soi/63807 и http://www.rans.ru/court соответственно), однако пока уровень их активности крайне невысок.
*(317) См.: http://www.endispute.co.uk/cliff/dciaac.htm
*(318) Филиппов В.М. Говорят, что недалек час, когда дистанционное обучение займет прочное место в системе образования и отодвинет на второй план традиционное//Учительская газета. 2002. 11 июня. N 24.
*(319) См.: http://kampi.bancorp.ru/do/table1/table1.htm
*(320) См.: http://kampi.bancorp.ru/do/table1/table1.htm
*(321) Дубровский Д.И. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (материалы "круглого стола")//Вопросы философии. 2003. N 12. С. 13.

Содержание раздела