Право. Личность. Интернет

Интернет как коммуникационная основа информационного общества


Исследования проблем, порожденных научно-техническим прогрессом, приобрели актуальность уже в 50-70-е гг. XX в.*(86). Раньше других, еще в 1920-е гг., это выразил О. Шпенглер, провозгласивший закат индустриального века. В 1940-е гг. вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, "общества информации и услуг" дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 1950-х гг. тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в главный товар выдвинул американский ученый экономист Ф. Махлуп. Первоначально данное общество получило название "постиндустриального". Этот термин родился в США в 1950-е гг. и получил наибольшее распространение благодаря работам гарвардского философа и социолога Д. Белла. Употребление латинской приставки "пост" показывает, что автор отталкивался от уже достигнутого, а для принципиально нового общества важно найти совершенно новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало "информационное общество", предложенное О. Тоффлером*(87).

Парадигма постиндустриального развития общества или информационного общества основана, в первую очередь, на новом подходе к оценке места и роли интеллектуально-духовной сферы человека. В идеологии информационного общества активно заявляют о себе новые факторы: определяющими во всех сферах жизни становятся информация, интеллектуальная и, в широком смысле слова, инновационная деятельность, укрепление роли науки как непосредственной производительной силы и эффективного способа разрешения большинства проблемных ситуаций на путях нового этапа развития.

Из "фундаментальных" системообразующих качеств информационного общества следует назвать формирование технологического уклада, основанного на научном использовании информации и знаний, достижений современной науки, эффективных методов экономического и социального управления и т.п.


От общества индустриального типа информационное общество отличается, прежде всего, тем, что отрасли информационной экономики и сфера информационных услуг растут значительно более быстрыми темпами, постоянно наращивая свой вклад в ВНП и образуя совершенно новые формы самодеятельности населения и новые рабочие места, основанные на особо наукоемких технологиях и видах деятельности. В инфраструктуре народного хозяйства становятся преобладающими телекоммуникация, массовое проводное и беспроводное, в том числе спутниковое, вещание, сетевой компьютинг и т.п.

Парадигма информационного общества уже стала реальностью общественного сознания в большинстве развитых стран Нового и Старого Света, включая Россию и СНГ. Рождается специфическая культура информационного общества, которая опирается на технологические инновации и формирующиеся правовые механизмы регулирования социального поведения.

Технологической базой информационного общества являются глобальные телекоммуникационные сети. Крупнейшей в мире телекоммуникационной сетью является сеть Интернет, которая, возникнув как средство связи для узкого круга специалистов, сравнительно быстро превратилась в массовое социальное явление. Это обусловило актуальность рассмотрения понятия Интернета не только с позиций технических наук как совокупности технических средств для обмена данными, но и с позиций социальных - как совокупности общественных отношений, связанных с использованием международной телекоммуникационной сети. Интернет, будучи сетью для передачи информации, является средой обитания информационного общества, органично сплавляясь с общими тенденциями информатизации различных сторон общественной жизни*(88). Подтверждением данного тезиса может служить и тот факт, что для измерения и оценки состояния успехов и потерь в движении к информационному обществу наиболее популярным среди социологов является индикатор уровня пользования Интернетом и его отдельными сегментами. "Наличие всемирной сети информационного общения - Интернета и его модификаций в разных странах позволяет сказать, что информационное общество уже ЕСТЬ"*(89).



Таким образом, Интернет как телекоммуникационная сеть - это средство передачи сведений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их машинную обработку (расшифровку).

Интернет с технической точки зрения представляет собой крупнейшую телекоммуникационную сеть, образованную путем объединения более десяти тысяч пятисот телекоммуникационных сетей различных типов. Такое объединение стало возможным за счет использования межсетевого протокола TCP/IP*(94), играющего роль своеобразного переводчика стандартов при передаче данных между разнотипными телекоммуникационными сетями.

Комплексное рассмотрение понятия Интернет требует изучения генезиса Интернета как масштабной социотехнической системы, прошедшей путь от объединения нескольких десятков компьютеров до десятков миллионов.

История развития глобальной информационной среды достаточно подробно отражена в диссертационной работе С.В. Петровского, В.П. Талимончик*(95).

В 1969 г. для обмена научной информацией между сотрудниками Агентства перспективных научных исследований при Министерстве обороны США (Advanced Research Projects Agency - ARPA) была создана компьютерная сеть ARPAnet*(96). С.В. Петровский особо отмечает, что "в СССР за шесть лет до построения в США ARPAnet - прообраза Интернета существовал план создания Государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ), однако, к большому сожалению, он не был реализован на практике, что лишило нашу страну возможного приоритета в данной области"*(97).



В США сеть ARPAnet была построена с учетом обеспечения ее функционирования в период военных действий, что, в частности, отражалось в высокой надежности доставки сообщений при повреждении части узлов сети или даже при физическом уничтожении оборудования этих узлов. В случае поражения отдельных участков сети действующие узлы автоматически перенаправляли данные по функционирующим каналам связи.

Затем, на базе принципов, заложенных в основу построения этой сети, возник ряд разрозненных частных сетей, объединявших от нескольких единиц до десятков, сотен персональных ЭВМ. Для передачи данных, как правило, использовались обычные и внутрифирменные телефонные линии.



Стандарты передачи данных в этих сетях сильно различались, из-за чего корректная передача информации между компьютерами, находящимися в разных сетях, была технически невозможной. В целях решения этой проблемы ARPA профинансировало разработку нового стандарта (протокола) межсетевой передачи данных (Transmission Control Protocol/Internet Protocol - Протокол управления передачей/Межсетевой протокол).

В конце 1970-х гг. начался процесс интеграции отдельных сетей, завершившийся к 1983 г. включением в объединенную сеть самой ARPAnet. Названием для этой объединенной сети послужило название протокола передачи данных "Интернет". Такая интегрированная сеть стала развиваться огромными темпами. В настоящий момент сеть Интернет объединяет не только персональные компьютеры, но и целый спектр переносных устройств, от ноутбука размером с папку до карманных и автомобильных компьютеров, а также сотовых телефонов. Если первоначально в качестве основного канала для передачи данных в рамках Интернета использовались телефонные линии, то в настоящий момент используются такие виды связи, как оптико-оволоконная, инфракрасная, кабельная, а также радиосвязь, в том числе с использованием спутников.

Исследователем Талимончик В.П. в диссертационной работе был проведен обзор процессов развития Интернета и выделены четыре исторических этапа в развитии этой сети*(98):

1. С середины 1960-х до 1973 г. - этап становления Интернета на территории США (использование в военных целях, а также для обмена научно-технической информацией).

2. 1973-1983 гг. - этап переориентации использования сети в мирных целях (первое международное подключение в 1973 г., подключение к ARPAnet сети Csnet, объединявшей несколько университетов, выделение в 1980 г. военной компоненты в отдельную сеть Milnet).

3. 1983-1986 гг. - этап объединения разрозненных сетей в единую глобальную сеть (завершился по инициативе Национального научного центра США объединением сети ARPAnet и NSFnet - сети, соединявшей шесть научных центров США).



4. С 1986 г. по настоящий момент - этап многофункционального развития.

В свою очередь С.В. Петровский добавил к указанным еще один этап - этап коммерциализации Интернета, открывший возможность подключения к глобальной сети не только научных центров и государственных учреждений США и других стран, но и всех других организаций и частных лиц. Условной точкой отсчета данного этапа С.В. Петровский считает 1989 год, когда было разрешено первое подключение к Интернету коммерческой организации*(99), так как именно после этого момента, в 90-х гг. XX в., Интернет стал получать широкое распространение как общедоступная сеть для обмена компьютерной информацией по всему миру. Функционирующие на территории России сети Relcom, Sovam Teleport и другие постепенно влились в Интернет, начался рост количества русскоязычных сетевых информационных ресурсов. Развитие Интернета порождало правовые проблемы, уровень которых был пропорционален степени его распространения.

Автор в целом согласен с выделенными этапами развития Интернета, однако необходимо сделать ряд уточнений.

Во-первых, выделенный С.В. Петровским в качестве самостоятельного этап коммерциализации Интернета в целом охватывается этапом многофункционального развития Интернета, выделенным В.П. Талимончик.

Во-вторых, одновременно с коммерциализацией сети Интернет происходит процесс ее трансформации в общедоступную, что является не менее важным с точки зрения развития данной сети.

В-третьих, при выделении данных этапов не всегда соблюдается правило деления, согласно которому деление должно производиться по одному основанию, т.е. характеристика, выбираемая в качестве основания деления, в ходе деления не должна подменяться другой характеристикой. В данном случае коммерциализация Интернета может стать основанием таксономического*(100) деления этапа многофункционального развития сети. Таким образом, представляется целесообразным, с учетом характера настоящего исследования, предложить следующие периоды развития Интернета как социально-технического явления.



С точки зрения ведущей целевой функции (функциональный подход), можно выделить следующие этапы:

1. С середины 1960-х до 1973 г. - этап становления Интернета на территории США (использование в военных целях, а также для обмена научно-технической информацией).

2. 1973-1986 гг. - этап переориентации использования сети в мирных целях.

3. С 1986 г. по настоящий момент - этап многоцелевого (многофункционального) развития.

Использование в качестве критерия периодизации (основания деления) структурной организации Интернета, отражающей в том числе и субъектный состав пользователей (структурный подход), позволяет выделить следующие этапы:

1. С середины 1960-х до 1973 г. - этап становления Интернета на территории США.

2. 1973-1989 гг. - этап объединения разрозненных сетей в единую глобальную сеть.

3. С 1989 г. - становление Интернета как общедоступной телекоммуникационной сети.

Кроме того, возможно, в конце этого десятилетия начнется новый этап структурной организации Интернета. Дальнейшая активная разработка средств информационного обмена в космическом пространстве, признанных во всем мире, позволит получить первую версию операционного "Межпланетного Интернета". Так, в 1998 г. Агентство по научным исследованиям в области обороны (DARPA) США инициировало работу небольшой группы в Лаборатории реактивного движения (JPL) в Паседоне, Калифорния, как часть своего проекта "Интернет будущего поколения" с целью изучения технических особенностей системы "Межпланетного Интернета". Идея создания такой группы принадлежит одному из основателей Интернета и со-разработчику Протокола управления передачей/Межсетевого протокола. В настоящее время эту работу курирует NASA. Особо отмечается, что уже к 2005-2007 гг. будет создан достаточный арсенал технических возможностей для налаживания сообщения между Марсом и Землей с помощью протокола File Delivery Protocol (CFDP), разработанного в рамках Консультативного комитета по информационным космическим системам (CCSDS)*(101).



Следует отметить, что значение для исследования взаимодействия Интернета и правовой культуры личности имеют этап многофункционального использования Интернета и этап становления Интернета как общедоступной сети, так как именно с ними связано превращение последней в масштабное не только техническое, но и социальное явление.

Далее, чтобы сформулировать понятие Интернета в рамках данного исследования, необходимо рассмотреть терминологию, используемую в нормативно-правовых актах Российской Федерации для регулирования информационных отношений, в том числе отношений, возникающих в связи с сетью Интернет.

Несмотря на то что российский законодатель сформулировал определение только термина "информационная система"*(102), следует различать информационные и телекоммуникационные системы. В частности, ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(103)

разграничивает данные понятия, но не дает соответствующих определений.

Кроме того, анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что иногда законодатель разграничивает понятия информационная система и информационная сеть. Так, ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"*(104)

относит к числу средств международного информационного обмена информационные системы, сети и сети связи*(105), используемые при международном информационном обмене. Данная позиция представляется неверной, так как понятие информационной системы, данное в ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"*(106), полностью охватывает понятие информационная сеть, причем последняя является разновидностью информационной системы. Кроме того, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"*(107)

используя понятие информационная система, понимает под последней организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.



Следует также отметить, что в законодательстве России употребляется несколько терминов, обозначающих сети по передаче данных. Так, помимо термина "компьютерная сеть"*(108), в законодательстве о средствах массовой информации говорится о телекоммуникационных сетях, законодательные акты об информатизации оперируют словосочетанием "информационная сеть". При этом не излагаются признаки, позволяющие отграничить понятия, описываемые указанными терминами, что приводит к избыточному терминологическому многообразию, пересечению предметов регулирования отдельных законов и подзаконных нормативных актов.

Как правило, Интернет характеризуется как компьютерная сеть*(109), однако такая характеристика не отражает современных тенденций объединения в сеть не только компьютеров, но и других устройств: сотовых телефонов, телевизионных приставок и т.п.

Термин "информационная сеть"*(110), который содержится в законодательстве России и иногда используется для обозначения Интернета, также видится не совсем удачным с учетом его достаточно широкой трактовки. Этот термин не уточняет ни форму передаваемой информации, ни передающих субъектов.

Категорией "информационная сеть" могут охватываться как технические, так и социальные образования, осуществляющие передачу информации.

Исходя из данных соображений, видится более правильным использовать термин "телекоммуникационная сеть" (от английского термина, обозначающего сеть передачи данных - telecommunications network)*(111) в отношении Интернета. В свою очередь Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" используют термин "информационно-телекоммуникационная сеть общего пользования (включая Интернет)"*(112).

В целях формулирования научного определения Интернета представляется необходимым обратиться к правовой природе последнего, является ли данная сеть объектом права (точнее, правоотношений), субъектом правоотношений или представляет собой совокупность общественных отношений. Так, С.В. Малахов отмечает: "...Интернет... может быть охарактеризован: как некая совокупность имущества, как общественное образование (Интернет-сообщество как совокупность пользователей Интернет), и, наконец, как совокупность информационных общественных отношений"*(113).



Рассматривая Интернет как технический комплекс, отдельные вещи в котором находятся в собственности большого числа лиц, С.В. Петровский, в отличие от С.В. Малахова, приходит к вполне обоснованному выводу: "Признавая, что Интернет не принадлежит никому в отдельности (тем более что юридические препятствия к этому отсутствуют. - Прим. авт.), нельзя согласиться с принципиальной невозможностью для Интернета выступать в качестве (потенциального. - Прим. авт.) объекта гражданских прав"*(114). Кроме того, в абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" указано, что сети связи и средства связи могут находиться в государственной собственности, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

К сказанному можно добавить, что в отношении иных отраслей права Интернет также является или фактическим, или потенциальным объектом.

Вопрос о признании сообщества пользователей и операторов связи в качестве субъекта правоотношений изучался различными учеными. В частности, по мнению М.А. Якушева, С.В. Малахова, данное сообщество не имеет признаков юридического лица*(115), а также признаков общественного объединения*(116).

Характеризуя Интернет как информационное пространство, отдельные исследователи говорят о нем как об особой реальности, мире, особой среде обитания человечества.

Там, В.М. Розин, считая Интернет семиотической системой, в качестве важной его особенности выделяет ее машинный характер. Здесь человек оперирует со знаками с помощью специально созданных машин - компьютера, телефона, сети. В результате возникает возможность быстродействия, оперирования большими объемами информации, обнаружения и использования эмерджентных и системных эффектов. Но машинность Интернета не отменяет необходимости замещать, выражать, представлять содержания, ситуации, события в знаках, символах, схемах. Именно семиотический характер Интернета позволяет говорить о последнем как об особой реальности или мире*(117).



Д.С. Пушкин использует термин "среда Интернет", под которой понимает " распределенную всемирную базу правовых, социальных и иных знаний, включающую в себя множество различных информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных, знаний), состоящих из законов, иных юридических актов, документов, данных, юридических текстов и др., объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной информационной "паутиной" или сетью"*(118).

Ряд исследователей характеризуют Интернет как совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде*(119).

Представление об Интернете как совокупности общественных отношений, на наш взгляд, не совсем верно. Правовая природа выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и объяснения Интернета, как предмета изучения правовых наук. Такое общее понятие, как предельная абстракция, влияет на основные характеристики предмета изучения. Поэтому использование понятия информационных общественных отношений, точнее, отношений, возникающих в процессе функционирования телекоммуникационной сети Интернет, уместно в контексте определения предмета правового регулирования Интернет-права*(120). Причем в юридической литературе такие отношения трактуются учеными по-разному: "правоотношения в Интернет", "информационные отношения в Интернет" - урегулированные нормами права отношения в виртуальном пространстве Интернет; "интернет-отношения" - "часть отношений в виртуальном пространстве (включая моральные, этические и иные отношения), участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей в Интернет*(121). Более правильным представляется использование термина "интернет-отношения", обозначающего общественные отношения, возникающие в связи с использованием сети Интернет.

В юридической литературе представлен ряд дефиниций Интернета, среди которых доминирует определение Интернета в качестве компьютерной или информационной сети, единого информационного, виртуального пространства, киберпространства, в котором протекают глобальные процессы социальных коммуникаций. В связи с этим необходимо рассмотреть категории "виртуальность", "виртуальная среда", "киберпространство" и сопоставить их с теми информационными процессами, которые протекают в глобальной телекоммуникационной сети Интернет.


Содержание раздела